воскресенье, 28 февраля 2010 г.

Основы композиции во флористике. Закон пропорций, правило золотого сечения



Закон пропорций применяется в дизайне  и флористике  для создания гармоничных  букетов, композиций. Эти работы построены на принципах золотого сечения и чисел Фибоначчи, которые уравновешивают различные элементы в  целой работе.
  Во флористике применяют чаще всего соотношение 2:3, 3:5:8. Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой — пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках.
При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы.
Обязательно  учитывать его на 1-м этапе, при построении всех работ, делее — это правило будет «срабатывать» автоматически. Опытные мастера на глаз могут находить правильные соотношения частей. Начинающим же полезно потренироваться, используя вазы и другие емкости различной высоты и формы.
 
Пропорции в работах:
1) По высоте. 
Измеряем высоту вазы, определяем, сколько частей она будет составлять (1, 2, 3), вычисляем высоту (3 части, 5 частей или 8) будущей композиции через пропорции, отмечаем высоту подручным материалом. При создании букета обычно  пропорции строятся относительно места связки,  вверх идет 5 частей, вниз 3 части.
При ниспадающих композициях на подставках учитывается его высота, высота вазы. 
2) По длине.
Измеряется длина вазы, или диаметр, и пропорционально вычисляется ширина будущей работы.
3) По высоте и длине.
Работа имеет горизонтальное направление, хотя за основу в расчетах берется высота вазы.
Это соотношение часто называется закон рычага, т.е. чем длиннее отрезок, тем зрительно массивнее должен быть центр тяжести. Главное - соблюдать оптический баланс, чтобы работа не "запрокидывалась".  На иллюстрации -  высота вазы 1 часть, длина работы -5 частей.
4) В распределении материала в работе (масса материала). Чаще всего наблюдается в  постановке так называемой асимметричной группы, где главная композиция составляет 8 частей, рядом расположенная 3 части, и дальняя - 5 частей.  Соблюдаем в букетах, группируя цветы и листья, в коллажах, в композициях, в венках...
Нашел соотношение цифр математик Леонардо Пизанский (или Фибоначчи) [1].
1: 1: 2: 3: 5: 8: 13: 21:34 ...
Последовательность, в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел. 

    Основы композиции во флористике. Симметрия - Асимметрия


    Существуют два основных способа создания флористических работ - симметричная и асимметричная постановка материала.

    I. Симметрия

    Если основной мотив композиции помещается в ее геометрическую середину, а справа и слева образуются две стороны, имеющие одинаковую длину, мы имеем дело с симметричной композицией.

    Если основной мотив расположен не в центре, и получаются разные длины сторон по его краям, то получаем асимметричную композицию.

    Рассмотрим сначала симметричное построение и некоторые правила его выполнения.

    Принцип образования симметричной композиции

    Ось композиции - подразумеваемая вспомогательная линия - должна проходить через ее геометрическую середину. Она же является одновременно и осью симметрии.

    Оптический центр тяжести должен находиться на оси, а значит и основной мотив композиции должен обязательно находиться на этой вспомогательной линии. Он и будет зрительно разделять саму композицию на две половины.

    Симмметрия бывает:

        * зеркальная (материал зеркально расставлен относительно оси), рис 1
        * зрительная (оптическая - добиваемся при помощи схожих цветовых решений, ставим при этом различный материал), рис 4
        * вертикальная, рис 1
        * горизонтальная, рис 4
        * радиальная или лучевая (чаще наблюдается в круглых работах, например венках), рис 2 и 3


























    *симметрия при постановке нескольких работ, так называемая  групповая симметрия (работы расположены на одинаковом расстоянии, могут иметь похожее расположение материала )











      Все, что находится на одной стороне, должно повторятся на другой стороне, иметь одинаковый цвет и вид, распространяться на равное расстояние от оси группы и быть на равной высоте и глубине.

      Эта гармоничность должна быть действенна оптически. Внешний вид справа должен соответствовать внешнему виду слева, хотя фактически число цветов в цветочной композиции на разных сторонах может быть различно. Например, наше лицо, как нам кажется, имеет совершенно одинаковые половинки, но если мы присмотримся, мы обнаружим определенные различия.

      Воздействие и применение симметричного построения

       Симметричное построение называется еще строгим или архитектурным.
      Эта гармоничность должна быть действенна оптически. Внешний вид справа должен соответствовать внешнему виду слева, хотя фактически число цветов в цветочной композиции на разных сторонах может быть различно. Например, наше лицо, как нам кажется, имеет совершенно одинаковые половинки, но если мы присмотримся, мы обнаружим определенные различия.

      Воздействие и применение симметричного построения

       Симметричное построение называется еще строгим или архитектурным.

      Симметричная композиция легко понимается, воздействует ясно и строго, как геометрическая фигура. Таким образом, она олицетворяет что-то ясное и измеримое, статически спокойное и архитектурное. Синонимами для нее являются: замкнутость, концентрация, спокойствие, достоинство, строгость, торжество.

      Поэтому принцип симметрии является подходящим для торжественного или официального случая, украшения церковного праздника, декораций сцены для праздников.

      Флористы используют следующие симметричные средства композиций: формовые деревья,гирлянды,цветочные колонны или цветочные пирамиды, декоративные аранжировки и даже цветочные стены.

      Если флорист хочет смягчить строгость симметричного построения, он может использоваться более свободные отдельные мотивы, более светлые и нежные цвета, изящно свисающие формы.

      Композиции, выполненные в декоративном стиле, имеют геометрически ясные очертания и отвечают требованиям ясности и простоты, даже если выполнены в декоративном стиле и имеют капле-, куполо- и конусообразную форму.

      Форма-линейно- экспозиции крайне редко бывают симметричными. но в этих редких случаях они действуют необычно и притягательно.

      Так как симметрия имеет правильное воздействие только в центральной перспективе, композиции должны устанавливаться соответственно.

      Симметрия внутри группы

      В центре — главный элемент, вспомогательные — на равном расстоянии о главного. Может получаться 2 оси симметрии.

      II. Асимметрия

      В отличии от строгого порядка симметрии, асимметрия называется свободным порядком. Хотя свобода и непринужденность на самом деле мнимая. Флорист должен обязательно знать правило баланса и уметь его применять, а поэтому создание асимметричных композиций оказывается более сложным, чем симметричных.

      Принципы создания асимметричной композиции

      Первый, и самый важный принцип - основной мотив нельзя разместить на геометрической середине композиции, иначе получится симметричная группа. В большинстве случаев основной мотив размещают в правую или левую треть основной площади.

      Между геометрической серединой и основным мотивом или на самом основном мотиве лежит ось всей группы с ее центром тяжести. Она может быть установлена только чувственно, а не геометрически, как при симметричной структуре.

      Все части, которые дополняют основной мотив, являются разными по виду, высоте и глубине. Рядом с главной частью расположена второстепенная, а на другой стороне группы - третья часть, которая изображает оптическое весовое равновесие. Здесь действует закон рычага, и поэтому чем меньше и, соответственно, легче изображен противоположный основному мотив, тем дальше он должен быть поставлен, чтобы соблюдался баланс всей группы в целом.
      .
      Баланс может регулироваться следующими способами:

          * Изменением оптического веса основной или второстепенных частей
          * Удалением или приближением части к групповой оси
          * К трем основным элементам могут быть добавлены и другие связующие части экспозиции.

      Основная фигура асимметрии - это неравносторонний треугольник, который объединяет три мотива. Во всех асимметричных структурах - от маленьких подставок до больших цветочных декораций - он играет большую роль.

      Воздействие асимметричной структуры

      Принцип асимметрии, как уже сказано выше, называется еще свободным порядком, так как флорист может группировать экспозицию без строгой закономерности. Ее части смотрятся вместе как собранные непринужденно.

      Создать асимметричную экспозицию достаточно сложно, так как далеко не все в ней подчинено строгим правилам геометрии. Наблюдатель часто может находить ее прекрасной, не понимая, что именно вызывает такие чувства. Это делает асимметричную группу привлекательной, и фантазия имеет здесь неограниченную возможность.
      Воздействие асимметричных композиций хрупкое, свободное, непринужденное, случайное. Так как каждая часть неповторима, различия становятся более видимыми и эффектными, чем в симметрии. Чувствуется движение, действие и противодействие, созвучие. Поэтому асимметрия имеет что-то общее с сущностью всего живого материала экспозиции.

      Таким образом, оживленность и развитие, свобода и разнообразие цветов и растений в асимметричных группировках выражаются лучше, чем в симметричных. Это воздействие можно усилить богатством комбинаций цветов с мягкими тонами, или применением графических форм.

      Смягчить асимметрию можно с помощью ясного одного- или двухцветия, или посредством симметрично оформленных отдельных частей.

      Применение асимметричной структуры

      Она используется для всех вегетативных, форма-линейных стилей. Асимметричные группировки позволяют взгляду свободно перемещаться по всем частям экспозиции, в то время как симметричная группа приковывает взгляд к середине.

      В больших декорациях, тематических экспозициях асимметрию используют в том случае, если есть веселый, жизнерадостный или романтический повод. А в траурной композиции ее можно использовать только в том случае, если хотят подчеркнуть личность умершего.

      Основы композиции во флористике.

      Важнейшей составляющей мастерства флориста является построение композиции.

      Композиция — организующий элемент художественной формы, придающий любому произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.
      Во флористике методика размещения растений и материалов основана на знании законов построения художественно- декоративной композиции и особенностей каждого вида растений.
      Существует несколько основных законов (*), которые нужно учитывать при построении работ из цветов. Есть еще ряд принципов достаточно важных для профессионального флориста, но новичок может их пропустить.

         1.      симметрия- асимметрия *
         2.      закон пропорций, или золотого сечения*
         3.      теория цветового контраста и гармонии*
         4.      форма работы *

            Дополнительные :
         5.      ранжирование
         6.      акцент
         7.      напряжение
         8.      ряды и т.д.

      Флористический дизайн, как искусство и мода.

      Флористическая мода, как и мода вообще, вызывает недоумение и озадачивает с первого дня своего появления. Главной причиной рождения флористической моды следует считать проявление флористики как профессии, и с ней профессиональных флористов, которые были заинтересованы в ее постоянном изменении. 
      С начала 90-х цветочная мода явилась миру под новым, более демократичным названием «флористический тренд» («тренд» - направление, тенденция). Тренды создаются Ассоциацией Флористов  ежегодно, основаны на общих мировых трендах модных колористических сочетаний, модных фактур и предметов.  Это делается для того, чтобы жить в ногу с модными тенденциями, чтобы флористы мира работали со всеми материалами, а не только с привычными.
      Флористы совещаются о создании цветовой шкалы для каждого сезона года, выбирают цветок сезона, фактуру листьев, создают композиции и букеты-примеры  в этих направлениях. Выпускаются специальные брошюры о трэнде года, пропагандируются общие направления на многих сайтах. (cм ниже)
      Современные тенденции печатаются в периодических изданиях – «Флористика для профессионалов», «Цветы», «Флер Креатив», «Today»....
      Многие книги создают новое направление во флористике, после выхода в свет. 
      Поэтому, смело покупайте те книги, в которых окажутся необычные творческие работы, они пригодятся для вдохновения!