понедельник, 16 мая 2011 г.

История флористики России. Советский период.

Истоки советской школы аранжировки лежат в природном стиле, зародившемся еще в начале XIX в. в европейской компоновке.

Стоит упомянуть одного из отцов  отечественной аранжировки - заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР Михо Мамулашвили (1873—1973).
Наиболее характерным в творчестве М. Мамулашвили было подражание природе, использование в композициях коряг, камней, различных плетеных предметов. Насыщенность и многоцветье красок юга, применение этнографических аксес­суаров — вес это придавало глубоко национальный колорит работам мастера. Он широко использовал и развил в своем творчестве традиционную европейскую форму композиции в виде "плато". Плато —это плоскость (плетенка, фанера и пр.), покрытая мхом, почвопокровиымн растениями. На ней располагалось бесконечное множество вариантов картин из цветов, коряг и прочих предметов.
  
М. Мамулашвили воспитал целую плеяду художников, чьи работы « в последствии удостаивались высоких оценок на Все­союзных и Международных выставках.



Влияние творчества М. Мамулашвили можно проследить на работах отечественных мастеров старшего поколения. Для иллюстрации приведем подарочное плато в стиле Мамула­швили С. И. Венчагова (рис 12 и 35).




В 50-х гг. весь мир и мы в том числе стали проявлять большой интерес к японскому искусству икебаны. Появились горячие его поклонники к пропагандисты. В Москве даже был организован клуб «Икэбана».
 
Отечественная декоративная аранжировка заимствовала у икэбаны поиск красивых линий, достижение динамичности в композициях; у природного стиля — простоту и задушев­ность, скромную, ненавязчивую красоту, теплоту и непосред­ственность: у европейских компоновок— форму и пристальное внимание к цветовому решению композиции. Характер деко­ративной композиции зависит от имеющегося растительного материала, который «подсказывает» структуру компоновки, цветовое решение и даже настроение. Основными требовани­ями, предъявляемыми к ним являются гармония и красота.



Для иллюстрации декоративного направления аранжиров­ки  приводятся работы коллектива, руко­водимого известным мастером и пропагандистом искусства цветочной композиции Н. В Наумовой (г. Москва), и компо­зиция С И. Болсуновской (г. Киев) — рис 25 и 59.



 


Получил распрост­ранение и свободный стиль аранжировки. Название как бы символизирует освобождение цветов из плена устаревших традиций. Характерным для свободного стиля являются про­извольные очертания композиции, выявление красоты каждого элемента, поиск выразительных и певучих линий.  Нужно отметить, что порою эта «свобода» трактовалась как отказ от гармонии цветов с посудой, в которой они помещены.

Аранжировка цветов постоянно совершенствуется и раз­вивается. Появляются новые направления, становится модными те или иные формы композиций, букета. Так. например в конце 70-х гг. вновь вошел в моду бидермейеровский букет,  что отвечало общему направлению моды (ретро).

В Советском Союзе появился новый тип композиций на гражданские и патриотические темы (тематическая, или сю­жетная аранжировка). На каждой выставке можно встретить композиции, прославляющие мир, дружбу народов, олицетво­ряющие нашу память о воинах, погибших в великой Отечест­венной войне, посвященные героям труда и героям космоса. У истоков этого направления была страстный пропагандист аранжировки Н. П. Грозная.

Начало сюжетной аранжировке било положено работой Л. Д. Шульгиной «Бухенвальдскнй набат», которая демонст­рировалась на международной выставке в Манеже (Москва) в 1966 г. Работа произвела огромное впечатение на присутствующих. С тех пор это направление в аранжировке цветов заняло достойное место на всех вы­ставках и пользуется заслуженным вниманием зрителей.

Интересную инициативу проявил лауреат Государственной премии РСФСР, цветовод-декоратор С. И. Венчагон В 1970 г. на выставке в Сочи экспонировалось 20 его работ, посвященных Сергею Есенину. Композиции под поэтическими девизами появлялись и раньше, но чтобы посвятить целый стенд одному поэту — такого еще не было.

Экспозиции состояла из трех разделов: в первом находи­лись композиции, девизом к которым послужили стихи о цве­тах; во втором — композиции, в которых главенствующая роль отводилась любимому Есениным цветку; в третьем — ком­позиции, воплощающие есенинские настроения. Выставка имела огромный успех.

Характерная черта творчества С. И. Венчагова — совре­менность. Его работы были всегда емки, динамичны и сравнительно легко воспринимаются зрителями. Достигалось это, как пра­вило, вводом в композицию элементов предметной среды.

 


Одними из первых идею тематических аранжировок под хватили ленинградцы. Уже более 15 лет они искали новые формы выражения и пропагандировали сюжетную аран­жировку. Коллектив аранжировщиков, объединивший свыше 250 человек, возглавлял известный агроном — цветовод-декоратор В. П. Кулешов. Его работы представлены на рис 27—28. 


Ближайшим сорат­ником Кулешова являелся талантливый мастер-декоратор В. А. Бермяков. Их основная заслуга — объединение мелких коллективов и групп на единой идейной основе, разработка методологических вопросов. Это позволяло успешно проводить большое количество выставок, организовывать межзональные смотры-конкурсы, обучать на курсах аранжировщиков по единой учебной программе. Наряду с тематической аранжи­ровкой они пользовались и декоративными композици­ями. В. А. Бермяков — большой мастер европейских компоно­вок с использованием значительного количества цветов. Его работы представлены на рис 26.

В композиции В. П. Кулешова «Пробуждение» (рис 27) использовано национальное молдавское плетение. Со­держание ее может иметь несколько ассоциативных толкова­ний: пробуждение в природе,  пробуждение молдавского на­рода после освобождения от фашистского ига. 


В Москве тематическую направленность композиций под­держала и продолжила секция аранжировщиков при Обществе охраны природы (ЮН). Основатели секции - старейшин проподгандист искусства цветочной композиции А. Н. Полян­ская и К. Л. Токарева. Более пятнадцати лет они устраивали тема­тические выставки.

Противоположную позицию занимали аранжировщики  Литвы. Они противопоставили икебане европейский стиль и успешно развивали его. Огромное значение придавали вазам: их специально изготавливали для выставочных композиций.

В Эстонии сложилась традиция проведения не только Рес­публиканских конкурсов аранжировщиков, но и Международ­ного регионального конкурса стран Балтийского моря. В до­машних заданиях к «тому конкурсу фигурировали тематические аранжировки. Так участникам конкурса предлагалось задание составить композицию на тему конкретного музыкального про­изведения.
Международные, да и республиканские конкурсы прово­дились в колоссальных спортивно-концертных помещениях и вызывали огромный интерес у зрителей.

В развитие идеи С И. Венчагова впервые  в Киеве проведена тематическая выставка "Поэзии А. С. Пушкина в цветочных композициях" (рис 32, рис. 73), На выстав­ке были представлены композиции по четырем разделам: пейзажные зарисовки, литературные герои, тема патриотизма к философские обобщения в произведения А. С. Пушкина. Предпринята попытка проиллюстрировать одно произведение серией композиций.


Для популяризации идеи выставки и языка цветов были вывешены планшеты с описанием символики цветочных ком­позиций. Пояснения помогали зрителям ориентироваться в выставке, призывали к соавторству в трактовке содержания композиций.

Для примера рассмотрим композицию Н. А. Лозовой пол девизом:



«Пока свободою горим, 
Пока сердца для чести живы,
Мой Друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»

«Пламень свободы» (рис. 73) занимает не только зритель­ный фокус, но практически весь объем композиции. Эффект мечущегося пламени достигается за счет пронизывающих пампаскую траву стремительно бегущих вверх линий и боковых вырывающихся «языков». У основания ярко горят гвоздики — символ борьбы за свободу, равенство и братство. Композиция лаконична, очень динамична и выразительна. Интересно отме­тить, что автору удалось достичь огромного внутреннего напряжения при обычной вертикальной компоновке. Боковые языки пламени зри­тельно дополняют  вертикальную психологическую силу несколькими ответвленными влево силами, а также си­лами, направленными вдоль очень беспокойных, упругих линий, пересекающихся и взаимодействующих очень энергично с вертикальной линией.

Процесс создания тематической композиции принципиаль­но отличается от составления декоративной. Если декоративную композицию вначале составляют из имеющегося расти­тельного материала, а затем подбирают к ней девиз, то в тематической отправным пунктом является тема. Мысленно нужно представить себе художественный образ, а затем под­бирать растительный материал для его воплощения. В худо­жественный образ включается форма компоновки, линия. цветовое решение, а затем уже растительный материал.

Существенно отличаются и требования, предъявляемые к тематическим композициям. На первое место выдвигаются:

  • тема или смысловая выразительность;
  • единство темы и содержания, девиза и его трактовки;
  • ассоциативность элементов в композиции. Это требование вытекает из особенности языка цветов и является очень важ­ным, поскольку позволяет пригласить зрителя а «соавторы» композиции, дать ему возможность выдвинуть свою версию толкования конкретной темы;
  • равновесие. Под этим подразумевается равновесие «психо­логических сил», действующих в композиции и создающих эффект «внутреннего напряжения», динамизма. Равновесие следует рассматривать и как показатель завершенности композиции, из которой ничего нельзя убрать, но к которой ни­чего нельзя и добавить.
В тематических композициях на первый план выдвигается мысль, содержание, духовность. Такие композиции нельзя оценивать критериями «красиво», «некрасиво», «нравится», «не нравится» и т. п. Их нужно осмыслить, попытаться дать им свою трактовку. Основными критериями оценки будет соот­ветствие или не соответствие художественного образа выбран­ной теме, многоплановость трактовки содержания: состояние природы, перенос этого состояния на человека, общество в целом.


На рис 36 мы также видим мотив осени. Но здесь изображен завершающий к период. На веточке чудом уцелел единственный сухой лист. Щемящая грусть передается взло­манными линиямя ветвей, но к свету, к солнцу еще тянутся последние цветы. Жизнь продолжается. Второй смысловой слой — так и мы стареем, но в сознании еше остаемся моло­дыми. Мечты и желания нас еще не покинули, но дни жизни сочтены.

Помимо упомянутых выше мастеров аранжировки в нашей стране известна целая плеяда интересных аранжировщиков.
  

Декоративное исправление к аранжировке с блеском де­монстрировали своими работами Н. Бочоришвили (г. Кишинев), Л. Корчагина (г. Новосибирск), И Булгакова (г. Ростов-на-Дону).

Фантазийное, модерновое направление, помимо В. Бермякова (г. Санкт-Петербург), интересно воплощал в своих работах Н. Агоп (г Кишинев).

Лиричностью и романтизмом веяло от работ Е. Черней (г. Кишинев) и Г. Корниенко (г. Киев). Национальным коло­ритом наполнены работы Е. Новиковой (г. Минск). Обращают иа себя внимание работы ленинградских аранжировщиков Л. Белнцкой, О. Березиной, А. Захаренко, Т. Петровой, Н. Петренко, а также Л. Алас (г. Таллин), В. Вощкене (г. Клайпеда). А. Котлового (г. Винница) и многих других.

>

Важную роль в пропаганде культуры обращения с цветами сыграли И. Утенко, Л. Саркисова, Н. Мничейко.

Только перечисление направления в современной аранжи­ровке и некоторые известные имена доказывают, что уже на­зрела необходимость изучения творчества наших художников-аранжировщиков. Анализ их работ, художественных приемов, направлений будет не только способствовать развитию нашей самобытной цветочной композиции, но и стимулировать рост молодых мастеров.



По материалам Н.П. Табунщиков "Аранжировка цветов"

2 комментария:

С удовольствием отвечу на любые замечания, предложения и вопросы. Спрашивайте, дорогие читатели.