Стоит упомянуть одного из отцов отечественной аранжировки - заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР Михо Мамулашвили (1873—1973).
Наиболее характерным в творчестве М. Мамулашвили было подражание природе, использование в композициях коряг, камней, различных плетеных предметов. Насыщенность и многоцветье красок юга, применение этнографических аксессуаров — вес это придавало глубоко национальный колорит работам мастера. Он широко использовал и развил в своем творчестве традиционную европейскую форму композиции в виде "плато". Плато —это плоскость (плетенка, фанера и пр.), покрытая мхом, почвопокровиымн растениями. На ней располагалось бесконечное множество вариантов картин из цветов, коряг и прочих предметов.
М. Мамулашвили воспитал целую плеяду художников, чьи работы « в последствии удостаивались высоких оценок на Всесоюзных и Международных выставках.
Влияние творчества М. Мамулашвили можно проследить на работах отечественных мастеров старшего поколения. Для иллюстрации приведем подарочное плато в стиле Мамулашвили С. И. Венчагова (рис 12 и 35).
В 50-х гг. весь мир и мы в том числе стали проявлять большой интерес к японскому искусству икебаны. Появились горячие его поклонники к пропагандисты. В Москве даже был организован клуб «Икэбана».
Отечественная декоративная аранжировка заимствовала у икэбаны поиск красивых линий, достижение динамичности в композициях; у природного стиля — простоту и задушевность, скромную, ненавязчивую красоту, теплоту и непосредственность: у европейских компоновок— форму и пристальное внимание к цветовому решению композиции. Характер декоративной композиции зависит от имеющегося растительного материала, который «подсказывает» структуру компоновки, цветовое решение и даже настроение. Основными требованиями, предъявляемыми к ним являются гармония и красота.
Для иллюстрации декоративного направления аранжировки приводятся работы коллектива, руководимого известным мастером и пропагандистом искусства цветочной композиции Н. В Наумовой (г. Москва), и композиция С И. Болсуновской (г. Киев) — рис 25 и 59.
Получил распространение и свободный стиль аранжировки. Название как бы символизирует освобождение цветов из плена устаревших традиций. Характерным для свободного стиля являются произвольные очертания композиции, выявление красоты каждого элемента, поиск выразительных и певучих линий. Нужно отметить, что порою эта «свобода» трактовалась как отказ от гармонии цветов с посудой, в которой они помещены.
Аранжировка цветов постоянно совершенствуется и развивается. Появляются новые направления, становится модными те или иные формы композиций, букета. Так. например в конце 70-х гг. вновь вошел в моду бидермейеровский букет, что отвечало общему направлению моды (ретро).
В Советском Союзе появился новый тип композиций на гражданские и патриотические темы (тематическая, или сюжетная аранжировка). На каждой выставке можно встретить композиции, прославляющие мир, дружбу народов, олицетворяющие нашу память о воинах, погибших в великой Отечественной войне, посвященные героям труда и героям космоса. У истоков этого направления была страстный пропагандист аранжировки Н. П. Грозная.
Начало сюжетной аранжировке било положено работой Л. Д. Шульгиной «Бухенвальдскнй набат», которая демонстрировалась на международной выставке в Манеже (Москва) в 1966 г. Работа произвела огромное впечатение на присутствующих. С тех пор это направление в аранжировке цветов заняло достойное место на всех выставках и пользуется заслуженным вниманием зрителей.
Интересную инициативу проявил лауреат Государственной премии РСФСР, цветовод-декоратор С. И. Венчагон В 1970 г. на выставке в Сочи экспонировалось 20 его работ, посвященных Сергею Есенину. Композиции под поэтическими девизами появлялись и раньше, но чтобы посвятить целый стенд одному поэту — такого еще не было.
Экспозиции состояла из трех разделов: в первом находились композиции, девизом к которым послужили стихи о цветах; во втором — композиции, в которых главенствующая роль отводилась любимому Есениным цветку; в третьем — композиции, воплощающие есенинские настроения. Выставка имела огромный успех.
Характерная черта творчества С. И. Венчагова — современность. Его работы были всегда емки, динамичны и сравнительно легко воспринимаются зрителями. Достигалось это, как правило, вводом в композицию элементов предметной среды.
Одними из первых идею тематических аранжировок под хватили ленинградцы. Уже более 15 лет они искали новые формы выражения и пропагандировали сюжетную аранжировку. Коллектив аранжировщиков, объединивший свыше 250 человек, возглавлял известный агроном — цветовод-декоратор В. П. Кулешов. Его работы представлены на рис 27—28.
Ближайшим соратником Кулешова являелся талантливый мастер-декоратор В. А. Бермяков. Их основная заслуга — объединение мелких коллективов и групп на единой идейной основе, разработка методологических вопросов. Это позволяло успешно проводить большое количество выставок, организовывать межзональные смотры-конкурсы, обучать на курсах аранжировщиков по единой учебной программе. Наряду с тематической аранжировкой они пользовались и декоративными композициями. В. А. Бермяков — большой мастер европейских компоновок с использованием значительного количества цветов. Его работы представлены на рис 26.
В композиции В. П. Кулешова «Пробуждение» (рис 27) использовано национальное молдавское плетение. Содержание ее может иметь несколько ассоциативных толкований: пробуждение в природе, пробуждение молдавского народа после освобождения от фашистского ига.
В Москве тематическую направленность композиций поддержала и продолжила секция аранжировщиков при Обществе охраны природы (ЮН). Основатели секции - старейшин проподгандист искусства цветочной композиции А. Н. Полянская и К. Л. Токарева. Более пятнадцати лет они устраивали тематические выставки.
Противоположную позицию занимали аранжировщики Литвы. Они противопоставили икебане европейский стиль и успешно развивали его. Огромное значение придавали вазам: их специально изготавливали для выставочных композиций.
В Эстонии сложилась традиция проведения не только Республиканских конкурсов аранжировщиков, но и Международного регионального конкурса стран Балтийского моря. В домашних заданиях к «тому конкурсу фигурировали тематические аранжировки. Так участникам конкурса предлагалось задание составить композицию на тему конкретного музыкального произведения.
Международные, да и республиканские конкурсы проводились в колоссальных спортивно-концертных помещениях и вызывали огромный интерес у зрителей.
В развитие идеи С И. Венчагова впервые в Киеве проведена тематическая выставка "Поэзии А. С. Пушкина в цветочных композициях" (рис 32, рис. 73), На выставке были представлены композиции по четырем разделам: пейзажные зарисовки, литературные герои, тема патриотизма к философские обобщения в произведения А. С. Пушкина. Предпринята попытка проиллюстрировать одно произведение серией композиций.
Для популяризации идеи выставки и языка цветов были вывешены планшеты с описанием символики цветочных композиций. Пояснения помогали зрителям ориентироваться в выставке, призывали к соавторству в трактовке содержания композиций.
Для примера рассмотрим композицию Н. А. Лозовой пол девизом:
«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой Друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»
Пока сердца для чести живы,
Мой Друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»
«Пламень свободы» (рис. 73) занимает не только зрительный фокус, но практически весь объем композиции. Эффект мечущегося пламени достигается за счет пронизывающих пампаскую траву стремительно бегущих вверх линий и боковых вырывающихся «языков». У основания ярко горят гвоздики — символ борьбы за свободу, равенство и братство. Композиция лаконична, очень динамична и выразительна. Интересно отметить, что автору удалось достичь огромного внутреннего напряжения при обычной вертикальной компоновке. Боковые языки пламени зрительно дополняют вертикальную психологическую силу несколькими ответвленными влево силами, а также силами, направленными вдоль очень беспокойных, упругих линий, пересекающихся и взаимодействующих очень энергично с вертикальной линией.
Процесс создания тематической композиции принципиально отличается от составления декоративной. Если декоративную композицию вначале составляют из имеющегося растительного материала, а затем подбирают к ней девиз, то в тематической отправным пунктом является тема. Мысленно нужно представить себе художественный образ, а затем подбирать растительный материал для его воплощения. В художественный образ включается форма компоновки, линия. цветовое решение, а затем уже растительный материал.
Существенно отличаются и требования, предъявляемые к тематическим композициям. На первое место выдвигаются:
- тема или смысловая выразительность;
- единство темы и содержания, девиза и его трактовки;
- ассоциативность элементов в композиции. Это требование вытекает из особенности языка цветов и является очень важным, поскольку позволяет пригласить зрителя а «соавторы» композиции, дать ему возможность выдвинуть свою версию толкования конкретной темы;
- равновесие. Под этим подразумевается равновесие «психологических сил», действующих в композиции и создающих эффект «внутреннего напряжения», динамизма. Равновесие следует рассматривать и как показатель завершенности композиции, из которой ничего нельзя убрать, но к которой ничего нельзя и добавить.
На рис 36 мы также видим мотив осени. Но здесь изображен завершающий к период. На веточке чудом уцелел единственный сухой лист. Щемящая грусть передается взломанными линиямя ветвей, но к свету, к солнцу еще тянутся последние цветы. Жизнь продолжается. Второй смысловой слой — так и мы стареем, но в сознании еше остаемся молодыми. Мечты и желания нас еще не покинули, но дни жизни сочтены.
Помимо упомянутых выше мастеров аранжировки в нашей стране известна целая плеяда интересных аранжировщиков.
Декоративное исправление к аранжировке с блеском демонстрировали своими работами Н. Бочоришвили (г. Кишинев), Л. Корчагина (г. Новосибирск), И Булгакова (г. Ростов-на-Дону).
Фантазийное, модерновое направление, помимо В. Бермякова (г. Санкт-Петербург), интересно воплощал в своих работах Н. Агоп (г Кишинев).
Лиричностью и романтизмом веяло от работ Е. Черней (г. Кишинев) и Г. Корниенко (г. Киев). Национальным колоритом наполнены работы Е. Новиковой (г. Минск). Обращают иа себя внимание работы ленинградских аранжировщиков Л. Белнцкой, О. Березиной, А. Захаренко, Т. Петровой, Н. Петренко, а также Л. Алас (г. Таллин), В. Вощкене (г. Клайпеда). А. Котлового (г. Винница) и многих других.
>
Важную роль в пропаганде культуры обращения с цветами сыграли И. Утенко, Л. Саркисова, Н. Мничейко.
Только перечисление направления в современной аранжировке и некоторые известные имена доказывают, что уже назрела необходимость изучения творчества наших художников-аранжировщиков. Анализ их работ, художественных приемов, направлений будет не только способствовать развитию нашей самобытной цветочной композиции, но и стимулировать рост молодых мастеров.
По материалам Н.П. Табунщиков "Аранжировка цветов"
Светлан, еще и еще раз спасибо! интересно - Очень!
ОтветитьУдалитьСпасибо!!!
ОтветитьУдалить